Чему обучают ребёнка в детском саду
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27 «Петушок» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
· ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 №1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 №30384; с изменениями внесенные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 №31, зарегистрирован в Минюсте России 13 февраля 2019 г. N 53776 и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2023 № 72264).
· ФАОП ДО (утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022).
Программа направлена на «обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья».
Программа является основным внутренним нормативно-управленческим документом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок», регламентирующим организацию коррекционно-образовательного процесса в старших и подготовительных группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Программа обеспечивает образовательную деятельность с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, направлена на коррекцию нарушений развития, оказание квалифицированной помощи, обеспечение равных возможностей для полноценного развития и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Структура Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; 5 художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ТНР в социум. Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах детской деятельности.
Организационный раздел Программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МДОУ.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60%, а части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от их общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений ориентирована на:
· реализацию парциальной образовательной программы дошкольного образования «Байкал – жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми» Багадаева О.Ю., Галеева Е.В., Галкина И.А., Зайцева О.Ю., Кананчук Л.А., Карих В.В., Михайлова И.В., Серёдкина Н.Д., Удова О.В., Шинкарёва Н.А.
· реализацию сложившихся традиций в и ритуалов в МДОУ. Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества ее реализации. Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на оценивание созданных МДОУ условий внутри образовательного процесса.